МДОУ "Детский сад № 54"http://sad54-ptz.ru |
Американский философ Ральф Эмерсон утверждал, что любой талантливый учитель способен делать трудные вещи лёгкими. Современные дети попадают в заботливые руки педагогов в самом раннем возрасте, поскольку уже тогда они нуждаются в получении ответов на самые разные жизненные вопросы. Воспитание человека и его образование всегда идут рядом, и кому, как не профессиональному педагогическому работнику – воспитателю, учителю, наставнику, – доверить прохождение этого обязательного и такого ответственного этапа, нередко занимающего несколько десятилетий жизни каждого из нас?
Последние реформы, затронувшие российскую образовательную сферу, часто называют кардинальными, поскольку они значительно поменяли и технологии обучения, и требования к учебным программам, и методики проверки знаний учащихся. В 2013 году было анонсировано ещё одно, возможно, самое главное нововведение – установление нового профессионального стандарта педагога. Что это такое? Когда будет введён профстандарт? Как он повлияет на качество обучения в школах и ВУЗах страны?
О том, что профессиональная деятельность любого педагогического работника должна соответствовать передовым стандартам, долгое время говорили не только чиновники, но и сами учителя. Развитие информационных технологий, стремительно растущий темп жизни, новые вызовы и задачи, стоящие перед человечеством – всё это по определению не может не сопровождаться постоянным совершенствованием образовательных методик в учебных заведениях. Осознание этого чиновниками российского Министерства образования и науки вылилось в издание в октябре 2013 года Приказа №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)». На основании этого документа законодатели приступили к разработке профстандарта, обозначив срок его внедрения – 1 января 2015 года.
Очевидно, что небольшой группе разработчиков пришлось столкнуться с массой трудностей, ведь такой объёмный вопрос требовал проведения многочисленных консультаций с экспертами и практикующими педагогами, перенимания самого передового опыта других стран, адаптации существующих норм, технологий и стандартов к российским реалиям и мн. др. Неудивительно, что к 2015 году специалисты имели на руках лишь наброски будущих положений профстандарта, которые требовали обязательной апробации.
Всё это стало причиной переноса сроков внедрения профессионального стандарта для педагогов на более позднее время. Законодатели приступили к тестированию своих новых разработок: профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) было решено опробовать в самых разных образовательных учреждениях по всей стране. В итоге, новые требования начали испытывать в учебных заведениях 43 субъектов Российской Федерации. Первые же результаты применения нового профстандарта оказались более чем успешными: на «испытательных площадках» фиксировалось повышение уровня подготовки учащихся, которые демонстрировали более высокие баллы на ЕГЭ, отличные отзывы оставляли родители учеников, многие педагоги отмечали значительное улучшение условий своего труда. Такие достижения только подтвердили правильность выбранного направления работы, а чиновников – утвердили в своевременности введения нового профессионального стандарта для учителей.
Что включает в себя профессиональный стандарт педагога, который станет обязательным для всех работников образовательных учреждений? В новом документе разработчики попытались привести требования, касающиеся всех сторон профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Отдельные разделы профстандарта посвящены обучению, где указывается на необходимость безупречного владения предметом и применения в работе самых передовых методик. Нормативный документ отдельно затрагивает и вопросы воспитания учащихся: педагога предлагается называть примером для подрастающего поколения, что автоматически ставит перед ним требования демонстрировать соответствующие личностные качества. Наконец, упор делается и на развитие учеников, где роль педагога заключается в попытке привить учащимся желание учиться, объяснить им пользу и необходимость самообразования и саморазвития.
Каким видят современного педагога авторы нового профстандарта? По их мнению, любой специалист сферы образования должен обладать целым рядом качеств:
- образованностью,
- эрудицией,
- прогрессивностью (креативностью),
- информированностью (компетенцией).
Среди длинного перечня требований педагоги обнаружат и те, которые касаются их внешнего вида, поведения, наличия гибкого подхода к каждому учащемуся, умения работать с проблемными детьми и пр.